Идея использования абонементов вместо наличных для оплаты проезда в общественном транспорте не нова. Сегодня место бумажных проездных билетов заняли их пластиковые аналоги.
Эта статья расскажет об одном из них, а именно – бесконтактной электронной смарт-карте «Подорожник».
Содержание
Что это такое и зачем нужно?
Это вспомогательное устройство появилось в результате сотрудничества двух государственных учреждений города Санкт-Петербург, ответственных за пассажирские и грузовые перевозки: «Организатор перевозок» и Комитет транспорта.
Эксплуатация первых экземпляров началась в середине 2011.
Его первоочередная цель – упростить и автоматизировать процедуру оплаты проезда в общественном транспорте.
«Подорожник» представляет собой пластинку из пластика с помещенным внутрь запоминающим устройством.
Создателями предусмотрено 2 формы выпуска:
- Прямоугольник, размером с банковскую карту;
- Брелок.
На чип внутри записывается информация о владельце и балансе счёта.
Важно! Микросхема в карте поддерживает запись информации о двух и более билетах.
Плюсы и минусы использования
Преимущества, которые получает пассажир, использующий этот проездной документ, следующие:
- Экономия средств;
- 6 универсальных тарифов для поездок на любом транспорте;
- Удобные способы пополнения баланса: наличные, банковский счёт, электронные кошельки;
- Возможность пользоваться им для покупки билетов на электрички, курсирующие в Ленинградской области.
Примечание. Эта опция действует только для тарифа «Единый электронный билет».
Недостатки единого билета «Подорожник»:
- Хрупкость материала карт и ненадежность запоминающего устройства;
- Отсутствие в некоторых единицах транспорта считывающих устройств.
- Списание со счёта сумм, не соответствующих стоимости поездки.
Как пользоваться?
Используется «Подорожник» следующим образом:
- Войдя в маршрутное транспортное средство нужно достать карту и коснуться ею области на валидаторе, на которой изображен соответствующий рисунок.
- На небольшом дисплее устройства должно появиться сообщение о том, что проезд оплачен. В противном случае устройство сообщит о неисправности билета.
- После уведомления об оплате со счёта будет списана сумма, равная стоимости поездки по маршруту.
Важно! Если расплатиться за услугу этим способом невозможно по какой-либо причине, то она оплачивается наличными или жетоном в зависимости от типа используемого транспорта.
Сколько это стоит и где приобрести?
Для этого абонементного билета разработано 6 готовых тарифов:
- «90 минут»;
Стоимость: 68 рублей.
Он действителен в течение полутора часов с момента оплаты проезда картой и позволяет пассажиру свободно пользоваться общественным транспортом в этот промежуток времени.
- «Суточный»;
Стоимость: 185 – 705 рублей.
Это продленный вариант предыдущего тарифа. Он предоставляет возможность на протяжении 1 – 7 суток неограниченно пользоваться услугами общественного транспорта. Цена каждого из тарифов на 85 рублей больше предыдущего.
Важно! Эти 2 тарифа не могут быть совмещены с другими. Поэтому для них требуется отдельный носитель.
- «Месячный единый»;
Стоимость: 3 015 рублей.
Он действителен на протяжении месяца, но дата начала использования указывается при покупке карты. Тарифный план включает в себя безлимитное пользование автобусом\троллейбусом\трамваем, а также 70 поездок для метрополитена.
- «Месячный комбинированный»;
Цена тарифа: 2 035 рублей.
Этот тариф позволяет пользоваться без ограничений одним, двумя или тремя видами наземного транспорта в течение 1 месяца (30 дней). Комбинация выбирается при покупке.
- «Единый электронный билет».
Стоимость: пополняется на сумму до 15 000 рублей
Этот тариф отличается от предыдущих, так как он не требует для своего действия предоплаты. По сути, это электронный кошелек, но оплатить с его помощью можно только услуги городского транспорта, включая маршруты пригородных электропоездов – электричек. Он действителен 3 года с момента первой оплаты.
Важно! На этом тарифном плане действуют скидки. На протяжении 1 месяца цена каждой одиннадцатой (11-й) поездки(11,21,31,41) уменьшается на 1 рубль (максимум 5). Также, цена проезда при оплате с помощью «Подорожника» изначально снижена на 9 рублей.
Купить БЭСК «Подорожник» можно:
- В кассах метрополитена на любой из станций;
- В одном из офисах перевозчика, находящихся по адресу: улица Рубинштейна 32, лит.А и площадь Ленина 8/8.
- Специальных киосках.
Пополнение счёта и активация после него
Официальное название этой операции – восполнение ресурса карты.
Проводится она 3 способами:
- У кассира с помощью наличных денег;
- Перевод с карты банка-партнёра: «Русский Стандарт»,»Газпромбанк»,»Банк Санкт-Петербург»,»SIAB» .
- Платежные сервисы в сети Интернет:
Для оплаты можно использовать дебетовую банковскую карту, счёт мобильного телефона, электронные кошельки: WebMoney, Яндекс.Деньги или Qiwi. Комиссия отсутствует.
Оплачивается с помощью Visa/MasterCard и комиссией 1% от платежа.
Для оплаты используются карты платежных систем MasterCard, Visa, МИР. Комиссия – 5%.
Примечание. На этом сервисе в тестовом режиме действует оплата «без комиссии». При пополнении тарифа «Единого электронного билета» в карте «Подорожник» взимается дополнительная плата в 250 рублей, но она потом перечисляется на счёт покупателя.
После пополнения счёта 2 и 3 способами, информацию из базы нужно перенести на карту. Это называется активация. Для этого нужно:
- На экране любого автомата по продаже карт выбрать пункт «Пополнить единый электронный билет».
- Приложить пластинку к считывающей области.
- Дождаться сообщения «Карта записана».
После этого картой можно пользоваться без проблем.
Проверка баланса
Способов для выполнения этой операции существует 4:
- Приложить карту к считывающему устройству в транспорте. После оплаты отобразится баланс счёта.
- Попросить контроллера о проверке;
- При проходе через турникет в метро на его экране отображается остаток средств.
- Вставить карточку в автомат для пополнения в вестибюле метро.
Устранение проблем с картой
Если электронный проездной «Подорожник» был случайно сломан, вышел из строя чип, то для его перевыпуска нужно обратиться в одну из касс ГКУ «Организатор перевозок». В них же можно запросить детальное описание операций со счётом.
К сожалению, в случае утери карты или необходимости возврата денег за неиспользованные поездки, организация имеет законное право не возвращать средства и восстанавливать носитель.
Электронная карта «Подорожник» – это удобная способ навсегда избавиться от мелочи и жетонов, необходимых для оплаты услуг городского транспорта.
Контактная информация
Официальный сайт: www.podorozhnik.spb.ru
Горячая линия: 8 (812) 576 — 5555