Недобросовестная конкуренция: как отличить?

Недобросовестная конкуренция

Такое явление, как недобросовестная конкуренция, портит жизнь участникам рынка, ведущим свою деятельность по правилам. Это не только неприятно, но и может привести к серьезным финансовым потерям. Часто это сопровождается нарушением прав на использование товарных знаков.

Ниже разберем, что понимает закон под недобросовестной конкуренцией и как ее распознать.

Что такое недобросовестная конкуренция

Российское законодательство называет так действия предпринимателей, которые противоречат:

  • Правовым актам РФ.
  • Обычаям делового оборота.
  • Понятиям о справедливости, добропорядочности.

Помимо этого, данные действия должны быть направлены на получение преимуществ в ходе предпринимательской деятельности, а также вызывать убытки, под которыми понимают как финансовые потери, так и вред, нанесенный репутации бренда.

Паштеты в схожем оформлении

Важные признаки недобросовестной конкуренции

Обозначим их еще раз, чтобы раскрыть суть каждого:

  1. Недобросовестная конкуренция – это всегда про хозяйствующие субъекты. Имеется в виду, что с обеих сторон находятся предприниматели, то есть ИП или юридическое лицо. Ими должны быть и правообладатель, и нарушитель. В качестве исключения можно рассматривать физическое лицо или даже НКО, если получится доказать, что деятельность приносит финансовый доход и его размер в результате изменился в меньшую сторону.
  2. Конкуренция должна быть конкуренцией. Это значит, что обе стороны предлагают потребителю товары или услуги, которые похожи, взаимозаменяемы или могут использоваться аналогичным образом. Иначе их нельзя будет назвать конкурентами.
  3. Обе стороны предлагают продукты в границах одной геозоны. Речь идет именно о товарном рынке. Если потребитель изначально может свободно выбирать между продуктами обеих сторон, и ни у кого из предприниматель нет явной причины прибегать для этого к подобным средствам, но один из них все равно это делает – это недобросовестная конкуренция. Инструменты незаконны и избыточны, а вы можете считать себя пострадавшим.
  4. Нарушения однозначно дают преимущества в конкурентной борьбе, и они необоснованны. Здесь имеется в виду, что такого состояния невозможно было бы достичь, придерживаясь законной канвы ведения бизнеса и соблюдая деловые обычаи
  5. Обязательно должны быть убытки. Если на момент разбирательства они не возникли, но гипотетически могли бы или еще могут в дальнейшем, это также можно сюда отнести. Речь о потерях прибыли, сокращении доли на рынке, ущербе для репутации конкретного продукта или услуги, а также всего бренда в целом.

Конкуренция может считаться недобросовестной только тогда, когда присутствуют все 5 названных выше признаков.

Ликеры в одном стиле оформления

Что делать в случае недобросовестной конкуренции

Итак, сомнений нет – вы с этим столкнулись. Тогда нужно отстоять свои права, заявить о нарушениях и потребовать компенсации. Для этого можно обратиться в:

  • Арбитражный суд.
  • Федеральную антимонопольную службу (ФАС) – территориальное подразделение.

Составьте заявление, где потребуйте признать действия конкурента недобросовестными. Орган проведет проверку. При выявлении указанных вами признаков, начнется разбирательство. После этого можно привлечь вторую сторону к ответственности.

Если разобраться в этом самостоятельно кажется сложным, обратитесь за помощью к специалистам. Например, в юридическую фирму «Городисский и Партнеры» специализирующейся на защите интересов бизнеса в сфере интеллектуальной собственности. Они помогут понять, действительно ли действия конкурента можно считать недобросовестными, подготовят с вами все необходимые заявления и другие документы, помогут пройти через разбирательство с минимальными затратами.