Такое явление, как недобросовестная конкуренция, портит жизнь участникам рынка, ведущим свою деятельность по правилам. Это не только неприятно, но и может привести к серьезным финансовым потерям. Часто это сопровождается нарушением прав на использование товарных знаков.
Ниже разберем, что понимает закон под недобросовестной конкуренцией и как ее распознать.
Что такое недобросовестная конкуренция
Российское законодательство называет так действия предпринимателей, которые противоречат:
- Правовым актам РФ.
- Обычаям делового оборота.
- Понятиям о справедливости, добропорядочности.
Помимо этого, данные действия должны быть направлены на получение преимуществ в ходе предпринимательской деятельности, а также вызывать убытки, под которыми понимают как финансовые потери, так и вред, нанесенный репутации бренда.
Важные признаки недобросовестной конкуренции
Обозначим их еще раз, чтобы раскрыть суть каждого:
- Недобросовестная конкуренция – это всегда про хозяйствующие субъекты. Имеется в виду, что с обеих сторон находятся предприниматели, то есть ИП или юридическое лицо. Ими должны быть и правообладатель, и нарушитель. В качестве исключения можно рассматривать физическое лицо или даже НКО, если получится доказать, что деятельность приносит финансовый доход и его размер в результате изменился в меньшую сторону.
- Конкуренция должна быть конкуренцией. Это значит, что обе стороны предлагают потребителю товары или услуги, которые похожи, взаимозаменяемы или могут использоваться аналогичным образом. Иначе их нельзя будет назвать конкурентами.
- Обе стороны предлагают продукты в границах одной геозоны. Речь идет именно о товарном рынке. Если потребитель изначально может свободно выбирать между продуктами обеих сторон, и ни у кого из предприниматель нет явной причины прибегать для этого к подобным средствам, но один из них все равно это делает – это недобросовестная конкуренция. Инструменты незаконны и избыточны, а вы можете считать себя пострадавшим.
- Нарушения однозначно дают преимущества в конкурентной борьбе, и они необоснованны. Здесь имеется в виду, что такого состояния невозможно было бы достичь, придерживаясь законной канвы ведения бизнеса и соблюдая деловые обычаи
- Обязательно должны быть убытки. Если на момент разбирательства они не возникли, но гипотетически могли бы или еще могут в дальнейшем, это также можно сюда отнести. Речь о потерях прибыли, сокращении доли на рынке, ущербе для репутации конкретного продукта или услуги, а также всего бренда в целом.
Конкуренция может считаться недобросовестной только тогда, когда присутствуют все 5 названных выше признаков.
Что делать в случае недобросовестной конкуренции
Итак, сомнений нет – вы с этим столкнулись. Тогда нужно отстоять свои права, заявить о нарушениях и потребовать компенсации. Для этого можно обратиться в:
- Арбитражный суд.
- Федеральную антимонопольную службу (ФАС) – территориальное подразделение.
Составьте заявление, где потребуйте признать действия конкурента недобросовестными. Орган проведет проверку. При выявлении указанных вами признаков, начнется разбирательство. После этого можно привлечь вторую сторону к ответственности.
Если разобраться в этом самостоятельно кажется сложным, обратитесь за помощью к специалистам. Например, в юридическую фирму «Городисский и Партнеры» специализирующейся на защите интересов бизнеса в сфере интеллектуальной собственности. Они помогут понять, действительно ли действия конкурента можно считать недобросовестными, подготовят с вами все необходимые заявления и другие документы, помогут пройти через разбирательство с минимальными затратами.